История

Эфоры в Древней Спарте

Эфоры в Древней Спарте

Оформление политического устройства Древней Спарты и создание её законодательства приписывается легендарному Ликургу, деятельность которого, предположительно, относится к VIII в. до н. э. Согласно Геродоту, Ликург был знатным спартанцем, прибывшим на Крит и там получившим знания о том, как нужно реформировать свой полис. Позже Ликург стал опекуном малолетнего царя и провёл свои реформы. Его преобразования на многие века стали основой политической жизни лакедемонян.

По античным источникам, Ликург:

  • разделил войско на эномотии, триакады и сисситии;
  • издал новые законы;
  • основал совет старейшин (герусию);
  • учредил должности эфоров.

Законы Ликурга носили компромиссный характер: они учитывали интересы знати, но в то же время позволяли простолюдинам влиять на политические решения. Видимо из-за этого, спартанская знать, считавшая себя ущемлённой, изгнала Ликурга из полиса. О том, что происходило в Спарте сразу после изгнания Ликурга, известно мало. Но ряд античных авторов указывают на некий кризис и гражданскую войну. После этих событий аристократия стала наступать на права простого народа и усиливать позиции герусии. Парадоксально, но все последующие, даже самые радикальные, преобразования системы Ликурга подавались знатью, как возвращение к основам, заложенным первым законодателем.

Одним из таких преобразований большинство современных исследователей считают и появление эфората. Хотя некоторые авторы (Геродот, Ксенофонт) создание этого органа приписывают Ликургу, существует вполне обоснованное мнение, что эфорат появился как ещё один инструмент ограничения народного суверенитета намного позднее, при царе Феопомпе. Такой точки зрения придерживались Аристотель и Платон. Некоторые исследователи, напротив, считают, что эфорат возник ещё до Ликурга – в дорийскую эпоху, а Ликург лишь преобразовал этот орган, установил точное число эфоров и изменил их полномочия.

Учреждение эфората и его функции

Согласно Аристотелю, идеализировавшему спартанские порядки, царь Феопомп задумывал эфорат как орган, умалявший власть царя и создававший компромисс между правителем и обществом. Античный автор писал, что, в отличие от герусии, куда могли входить только аристократы, эфором мог стать любой свободный лакедемонянин. Скорее всего, это было не так: поначалу эфорами становились родственники и приближённые царя, и только в классическую эпоху эта должность стала выборной. Основной функцией эфората было выполнение возложенных на царя судебных функций пока правитель находился в походе. По мере того, как военные кампании Спарты становились всё более частыми и продолжительными, эфорат выходил из-под контроля правителя и действовал всё более независимо.

В эфорат входили пять эфоров. Некоторые историки связывают их число с числом спартанских об (административно-территориальных единиц). Эфоры проводили следствие и вершили суд. Их власть была столь велика, что они могли подвергать предварительному аресту даже царей. Однако все их действия должны были иметь под собой веские основания и соответствовать определённым процессуальным нормам. Также эфоры следили за гражданскими сделками и принимали клятвы эфебов (молодых людей 17-19 лет), вступавших во взрослую жизнь.

Хотя эфорат создавался, скорее, как фиктивный демократический орган, он, в итоге, стал одним из настоящих институтов народного суверенитета.