Не только профессиональных историков и студентов исторических факультетов увлекает античная Греция. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, мифологии.
Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.
Периодизация
В зависимости от того, какие критерии ученые используют для деления древнегреческой истории, можно выделить разные периоды. Наиболее распространены две классификации, принятые в науке. Первая из них предполагает деление на три крупных периода:
- Доклассический, начавшийся в 3 тысячелетии до н.э. и продолжавшийся до 8 века до н.э.;
- Классический, охватывающий 5-4 века до н.э.;
- Эллинистический, датируемый второй половиной 4 века до середины 1 века н.э.
Археологи предлагают детализировать доклассический период, разделив его на три этапа: крито-микенский, гомеровский и архаический. На рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, отделившаяся от других периодов благодаря различным артефактам. Хотя культура крито-микенского периода менее изучена по сравнению с последующими эпохами Древней Греции, она заслуживает отдельного внимания исследователей.
Гомеровский период, охватывающий XI-IX века до н.э., остается слабо изученным, и основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера.
За ним следует архаический этап, начавшийся в 8 веке до н.э. и завершившийся на рубеже 5-4 веков до н.э. В этот период начали складываться основы греческой государственности, формировались менталитет, культура и мифология.
Заселение Эллады
Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.
В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.
В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:
- Началось активное использования бронзы, сплава меди и олова;
- Люди стали применять активно серебро и свинец;
- Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
- Создавались керамические и гончарные изделия;
- Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
- Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.
В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. Около 1600 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.
На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.
Особенности гомеровского периода
Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.
Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.
Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:
- В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
- В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
- На Крите это были клароты.
Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.
Греция в архаический период
Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.
Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.
Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:
- Рост спроса на греческие товары;
- В метрополию постоянно поступали рабы;
- Знать получала богатства и предметы роскоши;
- В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
- Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
- Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.
Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.
Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.
В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.
Полисы делились на две группы:
- Олигархические (Спарта и Крит);
- Демократические (Афины).
В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.
Эллада в классический период развития
Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.
Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.
В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.
В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.
Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.
В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.
В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.
Упадок Древней Греции
В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.
Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:
- Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
- Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
- Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
- Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
- Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
- В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.
В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров не разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политическая сила на Балканском полуострове – Византийская империя.
Религия и мифология Древней Греции
Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.
Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.
Искусство и наука
Жители Древней Эллады внесли огромный вклад в развитие театра, живописи и скульптуры. Искусство греков оказало влияние на культуру практически всех уголков мира, особенно в области храмовой архитектуры и стилей. Греки возводили храмы в честь своих богов, стремясь обеспечить их достойным местом обитания. Однако, в отличие от римлян или древних цивилизаций Египта, Месопотамии и Вавилона, эллины строили храмы относительно небольших размеров, размещая их в акрополе города — самой защищенной его части. Для того чтобы храм был виден издалека, его возводили на возвышенности, используя известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое другое греческое строение, обязательно имел колонны, расположенные в один или два ряда. В классический период искусство строительства храмов достигло своего пика, а в следующую эпоху — эллинистическую — появились стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства и амфитеатры.
Одновременно с развитием архитектуры совершенствовалась и скульптура, претерпевая изменения на протяжении всего существования Древней Греции. В архаический период скульптуры изображали людей в одеждах, но в классическую эпоху мастера сосредоточились на передаче красот человеческого тела, изображая физически развитых и атлетически сложенных людей, подчеркивая как внешнюю, так и внутреннюю красоту. В эпоху эллинизма скульптура приобрела метафорический характер, произведения стали отличаться пышностью и преувеличением, что не было характерно для более ранних периодов.
Живопись древних греков, хотя и почти не сохранилась до наших дней, представлена росписями на вазах. Греки использовали два основных метода росписи: чернофигурный и краснофигурный. В чернофигурной технике изображения людей и животных наносились черным лаком на красноватый фон, а в краснофигурной — черным лаком покрывали фон, оставляя фигуры красными, что позволяло детально прорисовывать мелкие элементы.
Греческий театр начал складываться во время праздников, посвященных богу виноделия Дионису. Вместе с театром развивались музыка и литература, которые часто сочетались, создавая органическое целое. Постановки в театре сопровождались использованием специальных масок, которые носили только мужчины-актеры, поскольку участие женщин в спектаклях не допускалось.
Особое значение театра в повседневной и общественной жизни Греции подчеркивается большим количеством театров и амфитеатров, которые существовали в каждом крупном городе. Без театральных постановок не обходились ни праздники, ни народные гуляния. Театральные жанры варьировались от комедий и трагедий до сатирических и иронических представлений на актуальные темы.
Научные знания греков развивались в различных областях — философии, математике, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии и истории. Особую роль играла философия, которая исследовала вопросы происхождения космоса, планет, человека и бессмертия. В Элладе сформировались несколько философских школ, яркими представителями которых стали Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и другие.
Образование в школах Древней Греции включало изучение литературы, грамматики, математики, истории, астрономии и философии. Особое внимание уделялось физическому воспитанию, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности.
Одним из самых знаменитых наследий греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для восхваления богов и принесения им почестей. Изначально это были локальные соревнования, но со временем они стали общегреческими. На Олимпийских играх выступали спортсмены из разных полисов Эллады, стремясь стать лучшими атлетами. Основные состязания включали пятиборье, которое сохранилось и в современных Олимпийских играх.
Похожие статьи
Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий, два выдающихся брата из города Солуни (нынешний Салоники), прославились как создатели славянской письменности и просветители, которые сыграли...
Символы Древней Греции
Древняя Греция, известная своим богатым культурным наследием, оставила после себя множество символов, каждый из которых имел глубокий смысл и был...
Валюта Греции
Греция, страна с богатым историческим наследием, оставившая значимый след в мировой культуре и науке, всегда имела сложные отношения с деньгами....
Свежие комментарии