ИсторияКультура и традиции

Кто такой Исократ?

Кто такой Исократ

Знаменитым афинским оратором и специалистом по риторике, учеником известного древнегреческого софиста Горгия, был философ по имени Исократ. Хотя он не столь популярен даже среди знатоков философии, его трудам и учению определённо стоит уделить внимание.

Общество любомудрия — кружок писателей и мыслителей, действовавший в Москве в XIX веке. Его участники интересовались немецкой философией эпохи идеализма, а также либеральными европейскими учениями. После восстания декабристов в 1825 году кружок прекратил своё существование из-за страха перед возможными репрессиями.

Деятельность Исократа

Поскольку Исократ родился в V веке до нашей эры, до наших дней дошли лишь немногие его работы. Из 28 речей, которые он написал, сейчас доступны чуть больше половины. Также сохранились 9 посланий к некоторым историческим деятелям, например, царю Филиппу и тирану Дионисию.

В начале своей карьеры Исократ был логографом. В то время так называли составителей судебных речей. Жители Афин не нанимали юристов для защиты своих прав, поэтому им требовались специалисты, которые могли бы написать убедительный текст для выступления в суде. Исократ считался таким специалистом.

Он был действительно талантливым человеком, но ему не хватало уверенности для публичных выступлений. Чтобы заработать на жизнь, Исократ писал памфлеты и судебные речи, которые запоминались и впечатляли аудиторию. Возможно, это происходило потому, что его речи касались тем, близких местным жителям: важных исторических событий, деяний правителей и перемен в афинском обществе.

Позднее Исократ настойчиво отрицал свою причастность к логографии и даже отзывался о людях, занимавшихся этим ремеслом, с пренебрежением. Однако наибольшую славу, известность и безбедную жизнь ему принесло не сочинение судебных речей, а преподавание.

Логограф и логография в Древней Греции — у этого термина было несколько значений. Изначально логографами называли авторов первых древнегреческих исторических сочинений. Позднее в Афинах это слово стало обозначать платных составителей судебных речей для участников судебных процессов.

Поучительная литература

Среди трудов Исократа выделяются и поучительно-политические сочинения, в которых он обращался к правителям и царям, наставляя или восхваляя их. Философ считал, что знает, как улучшить государственные дела, и был удивлён, что его советы и рекомендации остаются невостребованными. Эти работы, в основном, предназначались для чтения дома, а также в кругу друзей и близких. Среди самых известных произведений выделяются «Панегирик» и «Панафинейская речь».

В «Панегирике» Исократ активно развивает мысль о необходимости объединения греков для совместного завоевательного похода на Восток. Он считал, что борьба с персидской державой была бы подходящим средством для преодоления раздробленности Эллады, а также способом решения проблемы нищеты и социальной напряжённости. С момента выхода «Панегирика» Исократ постоянно напоминал о необходимости мирного сосуществования эллинов и направления усилий на борьбу с внешним врагом — персами. Он также предлагал, что после завоевания Востока туда можно было бы переселить нуждающихся в земле греков.

Исократ неоднократно высказывался о преимуществах монархии перед республиканской формой правления и критиковал демократический режим, осуждая политику Афин. Особенностью его речей и поучений было то, что он приводил факты, а затем вместо логических выводов предлагал своё мнение о том, каким должно быть государство и каков должен быть желаемый порядок вещей.

Основание школы

В IV веке до н.э. Исократ основал свою собственную школу риторики. Он проявил себя не только как выдающийся учитель, но и как успешный бизнесмен. Цены на обучение в его школе были высокими, и одновременно принималось не более девяти учеников. Многие из них после окончания курса становились знаменитыми ораторами, такими как Ликург, философами и историками, например, Ефор.

Во время обучения особое внимание уделялось правилам построения речи и выступления. Для этого часто подробно разбирались труды самого Исократа, который давал комментарии, указывал на интересные детали и важные моменты. Философ учил, что о каждом явлении следует говорить по-разному, таким образом, отражая подход софистов. Софисты считали, что неправда может превратиться в правду в зависимости от того, как она преподнесена. Однако Исократ неоднократно заявлял, что не согласен с практикой, которой придерживались софисты, несмотря на схожесть некоторых методов.

Учебная программа

Исократ определял риторику как сочетание внешнего чувства и внутренней мысли, объединяющее разум и воображение. Он считал, что риторика используется как для убеждения других (и самого себя), так и для управления общественными и государственными делами. Важно отметить, что сам Исократ рассматривал риторику скорее как философию, чем просто как искусство красноречия. Он особенно подчеркивал способность ораторов использовать язык для решения практических проблем.

В обучении Исократ выделял три ключевых компонента:

  • Естественная врожденная способность.
  • Подготовленные преподавателем и учебником материалы.
  • Прикладная практика, где можно применить учебные знания.

Студенты школы Исократа тренировались в составлении речей на разные темы и в публичных выступлениях. Их обучали самой важной, по мнению Исократа, способности ораторов — умению адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и ситуации в целом. Он также акцентировал внимание на том, что для влияния на людей нет необходимости использовать вычурную и напыщенную речь, поэтические украшения и средства выразительности. Важно, чтобы выступление было гармоничным и тщательно выверенным, что и оказывало чарующее впечатление на жителей Афин.

Исократ считался одним из наиболее влиятельных древнегреческих риторов своего времени, поскольку внёс значительный вклад в развитие науки красноречия и образования в целом. Его труды воздействовали не только на греческую прозу, но и на цицероновскую речь в Риме, а затем — на ораторское искусство других народов, распространив своё влияние далеко за пределы Афин.

Хотя порой тексты Исократа называют не слишком оригинальными, лишёнными вычурности и красоты, нельзя не отметить его историческую роль в выработке и систематизации общеэллинского литературного языка, а также в распространении значимых понятий и терминов за пределы Афин.

Ритор — человек, владевший искусством красноречия, а также учитель риторики и ораторского мастерства.